Один из самых частых запросов в терапии- невозможность построения парных отношений. Девушка, умница и красавица, хочет выйти замуж и родить, а не получается быть в отношениях.
⠀
Все мы хотим чтобы нас любили, уважали, относились заботливо, но знаки любви и принятия у каждого разные, и людям непросто об этом договариваться. Здесь возникает множество самых разных плохостыкующихся предоставлений, потому что они идут из родительских семей, которые могут быть очень разные.
⠀
Ловушка, в которую попадает девушка: страх близости, страх выстроить надёжные отношения. Российское общество травмированное, мы пережили огромное количество социальных травм в XX веке; с точки зрения семейного устройства происходило насильственное разлучение людей: людей убивали в войнах, их сажали, их принудительно перемещали, и человеческие связи рвались на протяжении многих десятков лет. Люди, которые на своём опыте переживали потери и разлуки, испытывали травму. И это травматическое переживание невольно передавалось следующему поколению.
⠀
Есть механизм трансгенерационной передачи, который мы не отслеживаем и не осознаём. Но он работает и заключается в том, что, воспитывая ребёнка, мама, у которой собственная мама пережила социальную травму, имеет установки «мир опасен», «люди злые», «верить никому нельзя», «общение с людьми приносит боль». Невольно и ребёнку внушается ощущение тревоги, убеждение, что от отношений он пострадает, и
очень страшно идти в них, и при этом очень этого хочется.
⠀
Как решается этот парадокс? Поиски любви подменяются поиском власти и контроля. Чем ближе девушка сходится с кем то, тем выше уровень тревоги, и, по мере развития отношений и приближения, уровень тревоги нарастает, потому что работают семейные установки «люди опасны, ты можешь пострадать». Что делают люди, когда они находятся в тревожном взаимодействии? Они пытаются повысить свой статус, в каждой коммуникации занять более высокое положение. Хвастовство, помощь без просьбы о ней, непрошеные советы, соперничество, контроль за временем, за жизнью партнера, за сексом - кто решает когда будет секс и каким он будет, - это варианты повышения статуса во взаимодействии. Девушка пытается добиться ощущения безопасности через контроль и власть. Если есть поклонник очень любящий, заботливый и покорный - не нужен! С таким она никогда не узнает, в какой мере контролирует ситуацию. Ищет малодоступного, в него влюбляется, и дальше коммуникация строится таким образом, чтобы его победить.
⠀
Решается не построение отношений, а вопрос снижения тревоги через власть и контроль. А эту тревогу девушка получила в наследство, у неё в настоящей жизни может не быть фактов реперессии, принудительной миграции, но они были у наших предков, а мы воспитаны ими, и чувствуем себя так, будто все это было у нас. Эти механизмы, к сожалению, отражаются на брачных стратегиях, мешают создавать союзы и ведут нас по дорожке поиска безопасности и удовлетворения психологических потребностей, которые не имеют отношения к любви, и это то, что мы получили в родительской семье.
⠀
Именно поэтому путь психотерапии проходит через семейные истории, и, в первую очередь, через отношения с самым значимым человеком, как правило мамой.
⠀
P.S. История о женщине, так как женщины чаще обращаются с данным вопросом к специалистам. Но это работает в обе стороны и не имеет гендерного окраса. Мужчины также могут «застревать» в подобной ситуации.